Конституция
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы
разработали конституцию страны,
одиннадцатую по счету после Первой
испанской революции 1808 г. В декабре 1978
г. на общенациональном референдуме эта
конституция была одобрена подавляющим
большинством избирателей; она отменила
действие фашистских законов и установила
новый государственный правопорядок.
Испания получила форму правления
парламентарной монархии, унитарное
политико-административное устройство
со значительными правами составляющих
страну единиц - автономных сообществ и
демократический политический режим.
Права, свободы и обязанности граждан
регулируются значительным числом статей
конституции и серией органических и
простых законов.
Первая часть
конституции включает 45 статей, разделенных
на пять глав. Названная цифра показывает
значение, которое учредители хотели
придать институту прав и свобод.
В
конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая
философская концепция прав и свобод:
"Достоинство личности, неотчуждаемость
ее прав, ее свободное развитие, уважение
закона и прав других людей является
основой политического порядка и
социального мира". Эта норма
основывается, таким образом, на
естественной концепции прав и свобод
человека. В конституции принята ее
широкая конструкция, - все испанцы
пользуются правами и свободами,
закрепленными в основном законе. Что
же касается иностранцев, то они пользуются
правами и свободами, содержащимися в
конституции "на основании условий,
установленных договорами и законами"
(п. 1 ст. 13).
Объем прав и свобод весьма
обширен и включает равенство всех перед
законом, личные права: право гражданина
на жизнь, физическую и нравственную
неприкосновенность; идеологическую,
религиозную и культовую свободу; право
на личную свободу и безопасность; на
честь, личную и семейную тайну и доброе
имя; свободу выбора местожительства и
передвижения по национальной территории;
политические свободы - выражение и
распространение своих идей и мнений;
право на проведение собраний и
манифестаций, на создание объединений;
право голоса и петиций; социально-экономические
права - на образование, на объединение
в профсоюзы, на создание предприятий,
право частнопредпринимательской
деятельности, право на трудовой конфликт.
Все многообразие закрепленных в
конституции прав и свобод можно разделить
на три группы. Это деление основывается
не на юридической природе этих прав, а
на характере их консти-туционного
признания и юридической системе их
защиты. Первая группа - основные права
и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи
с 15 по 29). Она включает право на жизнь,
на свободу, на равенство перед законом
и многие другие, а также запрещение
какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая
группа - права и обязанности граждан
(секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38).
Здесь можно отметить право собственности
и свободу предпринимательской
деятельности. Третья группа - права и
свободы главным образом культурного и
социального характера, содержащиеся в
третьей главе первой части конституции
"Об основных принципах социальной и
экономической политики".
Первая
группа прав и свобод действует
непосредственно в отношении граждан и
последние могут эти права защищать на
основе срочной и быстрой процедуры, в
случае необходимости, путем подачи
жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст.
53).
Вторая группа прав и свобод, как
впрочем, и первая, должна регулироваться
законами, эти права должны соблюдаться
всеми государственными властями. Это
группа, как и первая, может подпадать
под контроль Конституционного суда.
Исполнение и защита прав и свобод третьей
группы возлагается на текущее
законодательство, судебную практику и
деятельность государственных властей.
Последние могут ссылаться только на
решения судебной власти, вынесенные в
соответствии с законодательством,
которое они развивают.
Гарантии
реализации прав и свобод также не
обойдены испанским законодательством,
включая конституцию. Хотя прямо о
материальных гарантиях не говорится,
но формулировки сконструированы таким
образом, что возложенные на государственные
органы обязанности не могут быть
реализованы без необходимых материальных
расходов. Именно таким образом
сформулирована защита испанской семьи:
"На государственных властях лежит
социальная, экономическая и правовая
защита семьи" (п. 1 ст. 39).
Государство
защищает детей, независимо от того,
родились ли они в браке или вне его;
государственные власти обязаны проводить
политику, обеспечивающую профессиональную
подготовку и переподготовку граждан,
а также безопасность труда (п. 2 ст. 40).
Аналогичным образом государственные
власти обязываются принимать меры по
организации и охране здоровья граждан,
они организуют санитарное просвещение,
развитие физкультуры и спорта и
способствуют организации досуга людей;
на государство возлагается принятие
мер по оказанию помощи, лечению и
оздоровлению физически или психически
ослабленных людей; государство гарантирует
престарелым гражданам получение
материальных средств посредством
периодически пересматриваемого
законодательства. Конституция возлагает
на государство обязанности, казалось
бы прямо не относящиеся к отдельной
личности, но касающиеся всего сообщества
людей. К таким обязанностям относится
поощрение доступа к культуре, развитие
науки, научных и технических исследований
в общих интересах, наблюдение за разумным
использованием природных ресурсов,
гарантирование сохранения и защиты
исторического, культурного и художественного
наследия народов Испании, способствование
в создании необходимых условий для
пользования благоустроенным жильем.
На конституционный уровень поднято
и регулирование ограничений прав и
свобод, которые могут потребоваться
при введении в стране чрезвычайного
или осадного положения. При таких
обстоятельствах могут приостанавливаться
ряд прав и свобод, а именно: право на
свободу и безопасность, неприкосновенность
жилища и тайна почтовых, телеграфных и
телефонных сообщений; право на свободное
избрание местожительства и передвижения
по национальной территории; свобода
выражения мнений, право на распространение
публикаций и другие средства передачи
информации, в обычных условиях
рассматриваемых судом; свобода собраний
и манифестаций, право на забастовку,
право на конфликт, т.е. право на локаут
со стороны предпринимателей.
Особо
выделяются (п. 2 ст. 55 конституции)
ограничения в борьбе против терроризма,
а именно приостанавливаются нормы о
сроке предварительного задержания (в
обычное время - максимум 72 часа), о
неприкосновенности жилища и тайны
почтовых, телеграфных и телефонных
сообщений. Последние меры имеют цель
облегчить борьбу полиции с терроризмом,
который до принятия и во время выработки
конституции был весьма активным.
Юридические гарантии защиты прав
и свобод выражаются, таким образом, в
трех формах: обращение в обычные суды,
обращение в Конституционный суд и
обращение к Народному защитнику -
разновидности омбудсмана (ст. 54
конституции). Народный защитник избирается
на 5 лет Генеральными кортесами и имеет
своей задачей обеспечение защиты
основных прав и свобод граждан. Его
полномочия ограничиваются лишь их
частью, хотя и значительной, а именно
теми правами, которые закреплены в
первом разделе конституции, и исключают
другие возможности для граждан, вытекающие
из норм основного закона. Он только
"охраняет" указанные права и свободы
граждан, но не является гарантом
соблюдения для граждан всех норм
основного закона. Народный защитник
может по долгу службы или по чьему-либо
требованию (физического или юридического
лица) начать и проводить расследование
в отношении действий и решений публичной
администрации и ее представителей по
отношению к гражданам. Полномочия
Народного защитника распространяются
на деятельность министров, административных
властей, любого лица, состоящего на
службе в публичной администрации. К
народному защитнику могут обращаться
и парламентарии. При выявлении
злоупотреблений, произвола, дискриминации,
ошибки, небрежности или упущения
какого-либо служащего Народный защитник,
выявив мнение нарушителя, ставит в
известность вышестоящих руководителей.
Не будучи правомочным изменять или
отменять акты и решения публичной
администрации, Защитник может предлагать
изменение критериев при их применении,
может обращаться с предложением об
изменении норм в законодательный орган
или к администрации, а также когда он
считает какой-либо акт противоречащим
основному закону, то может обращаться
в Конституционный суд. Защитник ежегодно
отчитывается перед Генеральными
кортесами. Названные средства защиты
не исключают возможности обращения в
международные органы по защите прав
человека, в частности, в органы ООН и
Совета Европы. 11 июня 1981 г.
Испания
признала для себя обязательной компетенцию
Европейской комиссии по правам человека
и Европейского суда по правам человека.
Следовательно, испанские граждане, как
впрочем, иностранцы и лица без гражданства,
могут предъявлять иски к испанскому
государству по поводу нарушения прав
и свобод, закрепленных в Европейской
конвенции по правам человека 1950 г. и в
дополнительных протоколах к ней.
|
|